Н м аксарина воспитание детей раннего возраста издво. «медицина», м, г приведено с. некоторыми сокращениями однако, спрашиваю что в ыпредпринимаете!?
Краткая история общественного воспитания детей раннего возраста
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22021-12-18 20:55:58
Наука, которая занимается изучением процессов воспитания и обучения детей, называется педагогикой. Педагогика определяет цели и задачи воспитания, разрабатывает принципы, содержание и наиболее эффективные методы воспитания. При помощи воспитания и обучения подрастающему поколению передаются определенная сумма знаний, общечеловеческий опыт, формируется поведение. В различные исторические периоды воспитание осуществлялось по-разному. Задачи и содержание воспитания определялись всегда правящими классами. До сих пор в капиталистическом обществе воспитание используется как сильное оружие духовного порабощения народа с целью сохранения господствующего положения правящих классов. Вопросы развития и воспитания детей привлекали к себе внимание самых различных специалистов — врачей, педагогов, психологов, философов, социологов. Три основных вопроса привлекали их внимание и были предметом больших дискуссий: 1. Чем определяется быстрый ход психического развития ребенка? Каковы основные источники развития? 2. Какую роль в процессе развития занимает воспитание и воспитатель? 3. С какого возраста надо начинать воспитание? Отсутствие специальных научных исследований приводило к ряду неправильных, ложных решений этих основных вопросов. В разные исторические периоды в зависимости от мировоззрения исследователей и от объема у них знаний о развитии ребенка различно решались эти вопросы. В течение длительного времени господствовала теория «наследственности». Последователи этой реакционной теории утверждали, что все развитие и поведение ребенка предопределено тем, что передано ему по наследству от его предков. Они утверждали, что способности, темп развития ребенка, черты характера передаются уже в готовом виде через зародышевое вещество — гены. Процесс развития ребенка, по их мнению, является лишь постепенным проявлением этих врожденных качеств. Признание ведущей роли наследственности приводило к отрицанию ведущего значения и активной роли воспитания. Существовала и другая теория, представители которой считали, что развитие ребенка зависит лишь от органического созревания нервной системы, в частности от созревания тех или иных участков головного мозга ребенка, что, по их мнению, происходит «спонтанно», т. е. не зависит от окружающих условий и от воспитания. Ученые выдвигали и противоположную теорию, считая, что ребенок рождается «чистой доской» (tabula rasa), на которой воспитатель может написать то, что он считает нужным, т. е. полностью отрицали какие-либо наследственные и врожденные особенности. Различно также решался вопрос о времени начала воспитания. Наиболее передовые педагоги (например, Я. А. Каменский) выдвигали вопрос о необходимости воспитания с первых дней жизни. Передовые русские врачи, такие, как И. И. Бецкой (1761), Амбодик, который в своей книге «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1786) говорил: «Никто ныне сего оспаривать не будет, сколь нужно, полезно и важно есть добропорядочное и благоразумное малолетних детей воспитание. такое воспитание начинается от самого их рождения». Об этом, же говорил и Хотовицкий (1847). Физиолог В. М. Бехтерев в 1909 г. не только доказывал необходимость воспитания с раннего детства, но и определил основные задачи воспитания. Он писал: «Не подлежит сомнению, что воспитание, имеющее своей целью первоначальное развитие воспринимающих органов и сферы их движений и затем развитие наблюдательности в ребенке, развитие в нем нравственного и эстетического элемента, образование характера, направление его действий и поступков. по нашему глубокому убеждению обязательно должно начинаться с раннего младенческого возраста, точнее говоря, со дня его рождения». В своем споре с педиатрами В. М. Бехтерев говорил, что маленького ребенка нужно не только «упитывать, но и воспитывать». Об этом же говорил К. Д. Ушинский (1913), что уже в первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, а «в душе его, в его нервной системе появляются основные элементы всей будущей психической деятельности». Однако, несмотря на эти высказывания передовых исследователей, их прогрессивные идеи не находили реализации в практике воспитания детей, особенно основной массы детей рабочего класса и крестьянства, находящегося в тот период истории в очень тяжелом положении. Это положение очень ярко характеризуется в первом декрете Советской власти от 28 декабря 1917 г. «Два миллиона едва затеплившихся на земле младенческих жизней ежегодно гасли в России от темноты и несознательности народа, от косности и равнодушия классового государства». Особенно высокой детская смертность была в воспитательных домах, за что народ называл их «домами ангелов». Еще задолго до организации яслей во многих поселках стихийно матери-работницы объединялись и находили какую-либо старую женщину, на попечение которой отдавали 4—6 детей, принося ей для них молоко и хлеб. И только в середине XIX века в России стали организовываться ясли. Инициаторами первых яслей в большинстве случаев были частные благотворители или передовые земские врачи. Так, первые ясли на 10 мест были организованы в 1845 г. в Санкт-Петербурге княгиней Барятинской. В 1892 г. были открыты первые ясли в Москве. В 1903 г. в программе принятой на II съезде РСДРП были четко сформулированы требования создания Охраны материнства и младенчества. Однако до победы Великой Октябрьской Социалистической революции положение детей оставалось тяжелым. Открываемые в ряде городов ясли существовали исключительно на благотворительные средства, влачили жалкое существование и являлись учреждениями дневного призрения детей. Основной задачей этих яслей было накормить, вымыть, присмотреть за детьми, уберечь их от несчастных случаев на то время, пока мать находится на работе. В России к 1917 году было всего лишь 550 мест в постоянных яслях и 37 домов младенца для подкидышей, чаще внебрачных детей и детей-сирот. С первых дней Советской власти, Советское правительство издало первый декрет от 28/11-1917 г. по организации Отдела охраны материнства и младенчества, в котором призывало всех женщин-матерей, а также педагогов и врачей слить «ум и чувства в строительстве великого здания социальной охраны грядущих поколений в целях выполнения одной общегосударственной задачи — создания сильных духовно и физически граждан». На это простое и трогательное обращение откликнулись все, кому были дороги интересы матери и ребенка. Нужно было создавать широкую сеть учреждений охраны материнства и младенчества и одновременно вести борьбу с предрассудками, распространенными в области воспитания детей, ликвидировать санитарно-гигиеническую неграмотность населения. Неузнаваемо изменилось положение женщин, ставших свободными и равноправными гражданами самой демократической страны в мире. Но для того, чтобы женщины могли фактически использовать данные ей права, нужны были ясли, сады. Поэтому у нас в стране с первых дней Великой Октябрьской Социалистической революции широкой волной началась организация сети яслей. Тем самым, впервые в истории советское государство приступило к осуществлению задач общественного воспитания детей раннего возраста. Уже на первом совещании по охране материнства и младенчества в 1920 г. был поставлен вопрос о недостаточности одного медико-гигиенического ухода и питания и необходимости воспитания, для чего наряду с педиатрами в первые же годы в работу яслей и домов ребенка включились педагоги (Е. К. Кричевская, С. М. Лившина, Е. Т. Бибанова, Е. И. Тихеева, А. Д. Митина, Н. Р. Эйгес и др.). Их работы быстро оказали положительное влияние. Изменилось к лучшему эмоциональное состояние детей, несколько улучшилось их психическое развитие. Не было опыта работы детских учреждений. Больше того, имеющийся крайне ничтожный опыт нескольких десятков яслей, а особенно не было опыта воспитания детей в воспитательных домах. Уровень психического развития детей был очень низок. Плохо они развивались и физически (дети начинали ходить к 2-м годам и даже позже, говорить отдельные слова начинали к 3-м годам). Многие дети были в состоянии тяжелой гипотрофии, т. е. наблюдался так называемый «физический и психический госпитализм». Не было и научных данных о ходе развития детей в первые годы жизни, а тем более о методах их воспитания в коллективе, на основании которых можно было бы строить работу во вновь организованных детских учреждениях. Наряду с развертыванием сети яслей в СССР было начато научное исследование вопросов развития и методов воспитания детей первых 3 лет жизни в коллективе. В Ленинграде в Институте мозга имени В. М. Бехтерева под руководством Н. М. Щелованова было развернуто всестороннее изучение процесса развития здорового ребенка с момента его рождения. Работами проф. Н. М. Щелованова и его учеников положено начало научному обоснованию системы рационального воспитания детей раннего возраста в детских учреждениях. Поэтому проф. Н. М. Щеловаыов является основоположником педагогики раннего возраста. Начиная с 1925—1926 гг. научная работа по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста стала развертываться и в других институтах педиатрии, а позднее и в Центральном институте усовершенствования врачей. На решение поставленных для изучения вопросов развития и воспитания детей раннего возраста большое влияние оказали работы отечественных физиологов (И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, Л. А. Орбели, И. П. Павлова), психологов (Л. С. Выготского), педагогов (К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко). С первых лет образования Советского государства обслуживание детей до 3 лет было передано Наркомздраву, а воспитание детей от 3 до 7 лет — Наркомпросу, вследствие чего детские учреждения (ясли и детские сады) были подчинены различным комиссариатам (министерствам). Это разъединение произошло по двум причинам: а) Советское государство получило от царской России тяжелое наследие в виде высокой смертности и заболеваемости детей раннего возраста, вследствие чего основной задачей того периода была борьба за сохранение детской жизни и снижение заболеваемости; б) отсутствие научных данных о процессе развития детей первых лет жизни и господствовавший в то время ложный взгляд на спонтанное развитие ребенка приводили к неправильному представлению о том, что ребенок до 3 лет нуждается лишь в гигиеническом уходе и питании. И то и другое могло быть в тот период осуществлено только органами Министерства здравоохранения. Передача яслей с первых лет их организации в систему здравоохранения была оправдана в то время и сыграла большую положительную роль. За эти годы детально разработаны вопросы питания, методика оздоровительных мероприятий, профилактика заболеваний, вследствие чего достигнуто значительное улучшение уровня физического развития детей и резкое снижение заболеваемости. Министерством здравоохранения, его научными институтами накоплено много данных о развитии высшей нервной и психической деятельности ребенка с первых дней жизни и на протяжении первых 3 лет, вскрыты особенности периода раннего детства и физиологические основы воспитания, впервые в мире разработана система общественного воспитания детей с первых дней жизни. За прошедшие годы проведен ряд государственных мероприятий, направленных на улучшение медицинского обслуживания и воспитания детей. В настоящее время в СССР имеются разнообразные типы оздоровительно-воспитательных и лечебных детских учреждений. Из года в год увеличивается сеть яслей и яслей-садов. Около 9 млн. детей первых 3 лет жизни воспитываются в яслях и яслях-садах. За годы существования Советского государства в результате постепенного накопления научных исследований о развитии ребенка и методах воспитания и обобщения широкого опыта лучших детских учреждений менялись задачи, функции и качество их работы. Прежде всего ясли перестали быть лечебно-профилактическими учреждениями (какими они были долгое время, так как в первые годы после революции туда часто поступали дети в плохом физическом состоянии). Ясли стали оздоровительно-воспитательными учреждениями. Их основные задачи — достижение оптимального физического и психического развития, воспитание начальных моральных качеств, закладка основ будущего члена общества. Жизнь детей в правильно организованном коллективе обеспечивает хорошее физическое развитие, полноценное гармоническое развитие всех возможностей ребенка и способствует более раннему формированию нравственных основ личности. Общественное воспитание способствует выявлению индивидуальных особенностей и их развитию. Воспитание детей, осуществляемое семьей совместно с детским учреждением, обеспечивает достижение более высоких показателей развития на последующих ступенях дошкольного возраста и помогает избежать раннего закрепления отрицательных форм поведения, которые в дальнейшем иногда трудно исправить. Изменения произошли и в домах ребенка. Прежде всего изменился состав детей, поступающих в дома ребенка: в домах ребенка в настоящее время находятся сироты или дети одиноких матерей, живущих в неблагоприятных условиях, дети, родители которых студенты, или дети от больных матерей. Резко улучшилось и физическое и психическое развитие — исчезли бывшие спутником домов ребенка признаки «психического госпитализма». Дети, находящиеся в домах ребенка, при правильной организации воспитания достигают того же уровня развития, что и дети, находящиеся в яслях. Изменились задачи работы поликлиник. Наряду с профилактической оздоровительной работой в задачи поликлиник включена и задача руководства воспитанием детей первых 3 лет жизни в семье и контроль за их физическим и нервно-психическим развитием. 21/V 1959 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали специальное постановление «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Это постановление подчеркивало необходимость и значение воспитания детей с первых месяцев и предлагало Министерству просвещения организовать в целях преемственности воспитания единые детские учреждения — ясли-сад для детей от 2 мес до 3 лет. Данный тип детского учреждения в настоящее время является основным наиболее рациональным учреждением для воспитания детей, уничтожающим существовавший до сих пор разрыв между воспитанием детей до 3 лет и воспитанием детей от 3 до 7 лет. В 1969 г. Министерством просвещения РСФСР была утверждена Программа воспитания в детском саду, в которой излагаются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми возрастных групп от 0 до 7 лет. Программа воспитания детей первых 3 лет была составлена под руководством проф. Щелованова, а от 3 до 7 лет — А. П. Усовой и А. В. Запорожца. Планомерное воспитание и обучение детей в детских садах, яслях-садах осуществляется по определенной программе, разработанной для каждой возрастной группы. Руководствуясь этой программой, воспитательницы заботятся о том, чтобы сформировать у каждого ребенка определенную совокупность знаний, умений и навыков; развить его умственные и творческие способности; формировать нравственные привычки и качества личности, необходимые для общения со взрослыми и детьми, для жизни в коллективе сверстников. Помимо общеразвивающего содержания, программа предусматривает и некоторую специальную подготовку к школе: в области развития речи (в том числе и овладения грамотой), математического развития, подготовки руки к письму, в области нравственно-волевого развития. Программа позволяет на практике реализовать важнейшее методологическое положение советской психологии и педагогики о том, что целенаправленное воспитание и обучение играет ведущую роль в психическом развитии ребенка и что в условиях продуманного педагогического процесса она приводит не только к усвоению известной суммы знаний и умений, но и к формированию психических процессов (ощущения и восприятия, воображение, мышление, память, эмоции и др.) и важнейших качеств личности ребенка. В этой связи в программе реализуется и научное положение о первостепенном значении для воспитания и обучения самостоятельной деятельности ребенка (игра, труд, «учебная» деятельность), а также соответствия содержания, форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми их возрастным особенностям. Следует подчеркнуть, что особенности возраста не являются чем-то абсолютно неизменным, они сами изменяются под воздействием воспитания. Поэтому в программе каждой возрастной группы при характеристике развития ребенка намечается и «зона его ближайшего развития» (по выражению основателя советской психологии Л. С. Выгодского). Наличие программы как официального государственного документа дает реальную возможность вести всех детей той или иной возрастной группы и каждого ребенка от незнания к знанию, от овладения внешними сторонами явлений (то, что детям бросается в глаза) к пониманию доступных связей и взаимозависимостей окружающей действительности (например, хорошее развитие, рост растения зависит от света, тепла, влаги, от того, как человек ухаживает за ним). Конечно, хорошее усвоение детьми программных задач возможно лишь при том условии, что воспитательница будет изучать и учитывать индивидуальные различия детей, общий уровень развития группы. Организацией учреждения ясли-сад создалась новая система дошкольного воспитания, обеспечивающая единство педагогического процесса в воспитании детей от рождения до школы. В последние годы вопросы развития и воспитания детей самого раннего периода их жизни привлекают все большее внимание ученых не только СССР, но и ряда социалистических и капиталистических стран, В СССР исследованием этих вопросов заняты многие научные институты: Институт педиатрии АМН СССР, Институт дошкольного воспитания АПН СССР, Институт психологии, кафедра физиологии развития и воспитания детей Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей, многие кафедры медицинских и педагогических институтов и др. Большие исследования ведутся в США, Франции, Швейцарии, Болгарии, ГДР, Венгрии, Англии. Большое внимание к вопросам развития и воспитания детей раннего возраста и широкий размах научных исследований этого вопроса объясняется признанием большого значения первых лет жизни в развитии человека и ведущей роли своевременного и правильного воспитания и обучения в процессе физического и психического развития ребенка.
Поделиться32022-07-30 10:44:38
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»